Сегодня председатель Контрольно-счетной палаты области Н.И.Луговских принял участие и выступил с докладом на  публичных слушаниях по проекту закона Тамбовской области «О бюджете Тамбовской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов».

В обсуждение главного финансового документа региона приняли участие депутаты областной Думы,  руководители исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления  области, представители общественных организаций, члены Молодёжного парламента области.

Председатель Контрольно-счетной палаты Н.И.Луговских доложил о результатах проведенной экспертизы проекта закона области «О бюджете Тамбовской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов».  

В ходе проведения экспертизы использованы результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палаты.

В заключении отмечено, что бюджет спланирован на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития области. Это позволит в текущей экономической ситуации минимизировать возможности неисполнения бюджета, повысить точность планирования и предотвратить часть рисков, связанных с принятием дополнительных расходных обязательств.

Впервые за много лет бюджет области предлагается утвердить сбалансированным по доходам и расходам, без дефицита. Привлечение источников внутреннего финансирования дефицита бюджета предусмотрено в объеме долговых обязательств.

Верхний предел государственного внутреннего долга Тамбовской области на 1 января 2019 года, на 1 января 2020 года и на 1 января 2021 года планируется в объеме 17 млрд. 600 млн.рублей. Контрольно-счетная палата обращает внимание на увеличение бюджетных ассигнований на расходы по обслуживанию государственного долга Тамбовской области. При этом доля расходов на обслуживание государственного и муниципального долга в общем объеме расходов бюджета области в 2018 году по сравнению с текущим годом увеличивается с 2,9% до 4,3%.

Тем не менее, законопроектом соблюдены все установленные бюджетным законодательством ограничения в части размера объема государственного долга, долга по кредитам коммерческих банков и расходов на его обслуживание, в том числе с учетом дополнительных ограничений, установленных соглашением с Минфином России.

Прогнозируемый объем доходов бюджета области составит в 2018 году 41 млрд. 266 млн. рублей, что на 2 млрд. 234 млн. рублей больше ожидаемого исполнения за 2017 год.

Вместе с тем, по результатам анализа, проведенного по отдельным доходным источникам в динамике за ряд лет и складывающейся макроэкономической ситуации, Контрольно-счетная палата считает, что представленные для утверждения доходные источники бюджета области крайне напряженные для исполнения, что создает риски для своевременного и полного обеспечения запланированных расходов.

Следует отметить социальную направленность бюджета и выделить при этом, учитывая инициативы Президента РФ В.В.Путина, так называемый «детский бюджет».

В соответствии с отдельным приложением к проекту закона, объем бюджетных ассигнований в 2018 году на эти цели составит более 9,6 млрд. рублей, в 2019-2020 г.г. – сопоставимые суммы. Удельный вес бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей в общей сумме расходов составит в 2018 году 23,3%, в 2019 – 25,9%, в 2020 – более 22%.

Отдельное внимание при экспертизе законопроекта было уделено бюджетным ассигнованиям на реализацию на территории области приоритетных проектов, определенных на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Уже в текущем году Счетной палатой Российской Федерации нам поставлена задача организовать работу по их мониторингу и контролю. В настоящее время такая работа ведется по приоритетным направлениям «Образование», «Ипотека и арендное жилье» и «ЖКХ и городская среда». На наш взгляд, исходя из того, что приоритетные проекты интегрированы в структуру госпрограмм, бюджетные ассигнования, направляемые на их реализацию, должны быть обособлены отдельными кодами бюджетной классификации. Вместе с тем экспертиза показала, что расходы на реализацию приоритетных проектов в представленном законопроекте не классифицированы отдельными кодами, что, по мнению Контрольно-счетной палаты, приводит к снижению их прозрачности.

В 2018 году государственными программами охвачено почти 95% планируемого объема расходов (2019 – 98,8%, 2020 – 96,2%).

В процессе работы над проектом бюджета и в ходе экспертно-аналитических и контрольных мероприятий Контрольно-счетная палата вносила предложения по повышению качества представленных к финансированию госпрограмм. Частично данные предложения учтены: внесены изменения в задачи, отражена взаимосвязь целевых показателей и мероприятий, уточнены объемы финансирования. Однако, цели и задачи отдельных госпрограмм не в полной мере соответствуют стратегическим ориентирам, определенным на региональном и федеральном уровнях.

В целом проект бюджета области подготовлен в соответствии с требованиями действующего федерального и регионального законодательства в сфере бюджетных отношений. Законопроектом учтены принятые и предполагаемые к принятию изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации, вступающие в силу с 1 января 2018 года и последующие годы.

Контрольно-счетная палата одобрила законопроект с учетом замечаний и предложений, приведенных в заключении.